Tuesday, January 24, 2006

Закон Вымирания Бизнеса

Согласно статистике SBA (Small Business Administration) примерно 80% новорожденных бизнесов не доживают до года. А из выживших 80% закроются в следующие пять лет. Обычно эта информация преподноситься как подтверждение тому, что занятие бизнесом суть очень рискованное начинание. Однако я интерпретирую цифры немного по-своему.

Для того чтобы получить диплом микробиолога, мне пришлось прослушать несколько абсолютно неинтересных для меня дисциплин – ботаника, зоология, эволюционная биология, палеонтология. И везде было несколько лекций про эволюцию. Основной эволюционный принцип биологической науки - это не «выживает сильнейший», как принято считать, а «survival of the fittest» - выживает тот, кто приспособился.

Во многих бизнес книгах проходит именно эта линия – изменись или умри. Есть просто замечательные книги, типа Built To Last. Отличные книги – бредовые советы. И вот по чему. Вы (и я) – не Бил Гейтс, Майкл Делл или Джек Уолш. Если честно, то мы даже на Брынцалова или Чичваркина не тянем.

Дарвин и Small Business Administration однозначно говорят – большинство субъектов жизни (будь то биологическая или деловая жизнь) вымрут, что бы они не делали и как бы не менялись. Совет «меняйтесь вместе с рынком» хорошо звучит, но не является реализуемым для большинства предпринимателей и предприятий.

Попробуйте сказать это украинским химзаводам, весь бизнес завязан на дешевый газ. Или мурманским рыбообработчикам, которые 50% сырья брали из Норвегии (импорт норвежской рыбы недавно запретили из-за якобы присутствия тяжелых металлов). Или владельцам маленьких мобильных салонов, которых теснят Евросеть, Связной, Dixie, Divizion и другие. Давайте честно – большинство из них просто вымрут.

Разумеется, сия неутешительная статистика не означает, что нечего в бизнес лезть. Бухай водяру и сдавай лом цветных металлов, жизнь жестока. Наоборот. Просто, как мне кажется, прежде чем начать новое дело, надо сказать себе – может выгорит, может не выгорит, но скорее всего, даже в случае успеха, через пять лет я буду зарабатывать деньги совсем другим способом.

Другими словами, я пропагандирую бизнес-шизофрению. С одной стороны, стоит уделить значительное время и мозгоресурсы тому, как максимально быстро расти и развиваться. С другой стороны, надо честно сказать себе – даже если я преуспею в этом бизнесе, через пять-десять лет наверняка источник заработка у меня будет совсем другой.

В нашем местном калининградском бизнесе я вижу это сплошь и рядом. Хороший знакомый моего отца, господин Петухов, продал ХЭЛП-Кириши и пять бензоколонок Лукойлу, а на вырученные деньги купил элеватор, несколько тысяч гектар земли, мэйафлауревские комбайны по сто тыщ евро каждый и теперь возглавляет успешный аргохолдинг с многомиллионным (долларовым) оборотом. Человек понимал, что его топливный бизнес был обречен.

Владелец другой заправки, Бинекс, продался Роснефти и нашел себе другое пристанище – фитнес центр. Если даже Лисовский поменял шоу бизнес на курочку-рябу, то месседж тут должен быть понятен. Если ты (Вы, я, они, дядя Толя) не имеешь четкой стратегии выхода из создаваемого бизнеса, то велик шанс остаться у разбитого корыта.

Теперь представьте типичный российский бизнес средней руки, производящий что-то вроде майонеза, кетчупа, пива, мебели, да не важно чего. Как строится стратегия? Если она (стратегия) присутствует, то это, как правило, стратегия экспансии. Это достаточно правильно с логической точки зрения. Сегодня мы займем 3% в сегменте низкокалорийного майонеза, через год 5%, через два мы запустим национальный брэнд, под которым объединим майонезы, кетчупы и соусы, и пойдем в регионы.

Проблема такого подхода заключается в том, что она игнорирует «окружающую среду». Что будет, если придет крупный зарубежный игрок? Или если супермаркет запустит свой private label майонеза и отдаст лучшие места на полках ему. Те, кто занят производством игр знают, как быстро меняются реалии рынка. Рынок схлопывается моментально.

Несомненно, жертвовать ростом не нужно. Надо просто корректировать планы в соответствии с меняющейся действительностью. Потому что глупо тратить все ресурсы, чтобы увеличить свою долю с 5% до 7% на рынке, где стагнация и большая конкуренция.
Правильный выход в данной ситуации вполне может быть продажа бизнеса, если это возможно. А если нет, то заняться новым делом, не тратя время и нервы на старый.

Если у вас есть собака, то вы меня поймете. Вы наверняка любите свою собаку, кормите ее и возите к ветеринару. Но вне зависимости от вашей любви, собаки редко живут дольше 12-14 лет. Это их продолжительность жизни. Намного длиннее жизни среднего бизнеса. Это и есть закон вымирания бизнеса. Через несколько лет многие из нас будет заняты в совершенно ином бизнесе, нежели сейчас.

Или вы думаете, что ваш бизнес бессмертен?

33 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Падонак, однозначно! :)

У меня такие планы были... а он - про смерть и стагнацию ... :)

Удачи, и спасибо за смелый взгляд!

12:32 PM  
Anonymous Anonymous said...

Взгляд трезвый и интересный.
У меня есть знакомые владельцы сотовых салонов, не сетей, а именно 1-2-3 магазинчиков. Так вот для них приход в наш город (тоже небольшой) Евросети стал просто ужасом. Они как раз старательно не замечали изменения "окружающей среды". Итог печален: люди теряют время на полумертвый бизнес который с каждым днем становится все мертвее..

1:09 PM  
Anonymous Anonymous said...

Хорошо написано. Заставляет думать, а что будет впереди и не привязываться к текущему бизнесу. Дмитрий, вы можете посоветовать хороший бизнес сайт о реальном предпринимательстве за бугром? Можно на англ.яз.

8:43 PM  
Blogger UncommonBusiness said...

Нурлан, есть несколько толковых сайтов, но как правило хороший сайт он не вообще о бизнесе, а о каком-то конкрентом. Все зависит от интересов.

10:54 PM  
Anonymous Anonymous said...

Насчет вашего первого знакомого:

Говорят, самый быстрый способ избавиться от денег - пойти в казино, а самый надежный - вложить их в сельское хозяйство. :)

11:47 PM  
Blogger Михаил Пеньковский said...

Для предотвращения вымирания долгосрочная стратегия должна быть нацелена не на конкретный продукт или рынок, а на создание мобильной организации, которая может безболезненно переключаться с одного бизнеса на другой, в случае изменения внешней среды.

В этом смысле приходит в голову постулат о смысле высшего образования, говорящий, что польза его не в знаниях как таковых, а в умение в сжатые сроки изучить новую для себя тему. Плюс связи связи и еще раз связи.

11:54 PM  
Blogger UncommonBusiness said...

Михайл, я не могу не согласиться с вами. В теории. Но на практике все очень сложно. Взять Big Three (Ford, GM, DaimlerChrysler). Все у них есть - и талант, и средства и обучения, но только бизнес загибается и возможно скоро GM и Ford не станет.
Я об этом и пишу. Есть много примеров (тот же Дональд Трамп), когда не было такого, что плавно перетекал один бизнес из другого, а был именно boom and bust.
В софтовой индустрии это особенно видно, когда (несмотря на мощный интеллектуальный багаж) некогда богатые фирмы становились бледными тенями прежних себя. Я не верю в безболезненное переключение с одного бизнеса на другой. Мы человеки. Нам реально впадлу меняться. Это очень тяжело психологически. Поэтому, я полагаю, что нужно заранее понимать, что жизнь бизнеса ограничена.
То, что вы говорите, очень правильно, но в реальности большинство людей (бизнесменов) не смогут это осуществить.

12:43 AM  
Blogger Михаил Пеньковский said...

Согласен, пресловутый человеческий фактор решает все :)

Это и отличает великие компании и людей, от просто добротных профессионалов.

2:22 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Михайл, возьмите McAfee (специально пример из "вашего" рынка). Сейчас капитализация компании 3.8 миллиардов
Вот из пожизненый Stock Chart

http://finance.yahoo.com/q/bc?s=MFE&t=my

Из него видно, что пик капитализации приходился на 97,98,99 (то есть это не тот dot com rush который продлилися до марта 2001). Фактически последние 7 лет компания просто в летаргическом снеи тихом гниении. Не знаю, талантливые там люди или нет, но тот факт, что на рынок влияет не только талант програмистов McAfee но и действия конкурентов, а так же решение Microsoft предоставлять бесплатную антиспайвару.

Мы можем взять великие кампании и великих людей и это их все равно не делает бессмертными.

В Америке, те кто торгуют акциями знают термин Nifty Fifty
(http://www.answers.com/topic/nifty-fifty)
считалось, что можно купить акции такой компании и забыть - успех обеспечен. Однако если посмотреть на список, то видно, что некогда великие компании с отличным менеджментом просто обанкротились. Такова воля рынка

3:22 AM  
Anonymous Anonymous said...

Всё верно. "Выход" из бизнесса должен быть всегда перед глазами.
Таков путь, например, it-стартапов, привлекающих венчурный капитал. "Проклятые капиталисты" - хотят до начала бизнесса знать - как и за сколько они его смогут продать через пару-тройку лет, с тем чтобы окупить свои вложения.

3:31 AM  
Anonymous Anonymous said...

Спасибо Дмитрий. Если вы имеете представление о торговле б/у автомобилями, возможно салвадж. На сайты аукционнов не пускают (подписка 200-500$ за год).
Нужна информация о автобизнесе (торговля). Схемы доставки, опыт продаж, где могут кинуть, где нет и т.д.
Заранее благодарен,
Нурлан

3:50 AM  
Blogger Михаил Пеньковский said...

Дмитрий, я не претендую на идею о "вечности" бизнеса, управляемого великими людьми, ни, тем более, не называю это единственным условием.

А причем тут McAfee? :)

Если продолжить пинг-понг примерами, то те же Apple и IBM испытывали тяжелые времена, однако, нашли силы преодолеть кризис.

4:08 AM  
Anonymous Anonymous said...

Все правильно!
Работаю в туризме -средний возраст работы турагентства 5-6 лет. (При хорошем стечении обстоятельств).
Первые три года рост - потом наступает эмоциональное выгорание владельца и основных продавцов.
Потом год-два стагнация и бегство лучших сотрудников
И еще год на умирание.
Замечу - это происходит даже тогда, когда со стороны никто не мешает..

5:18 AM  
Anonymous Anonymous said...

Zachem vse tak kategorichno? Bizness, esli eto vozmozhno, prosto perestavliaetsia na drugie rel'si i orientiruetsia na drugoy segment rinka. Primerom etogo mozhet sluzhit' kachestvenno otlichushiysia servis, kotorogo u nas v Rossii sovershenno net! I imenno poetomu otsutstvuet potrebitel'skya predannost'! Seychas edinici razvivautsia po principu kachestvo, a ne kollichestvo!

PS "survival of the fittest" vse taki perevoditsia kak vizhivanie sil'neyshih... vozmozhno v etom sluchae - umneyshih....

8:08 AM  
Anonymous Anonymous said...

To Anonym:
"Bizness, esli eto vozmozhno, prosto perestavliaetsia na drugie rel'si i orientiruetsia na drugoy segment rinka."

Nu dik, ob etom razgovor i velsya v stat'e, chto lyubaya tema business'a ne mozhet dlicca vechno, nel'zya na eto raschitivat'.. vseravno pridecca delat' shift v odnu ili druguyu storonu, v poiskax novix tem.

Vsya zhizn' eto poiski..:)

8:53 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Аноним, я прожил в штатах 6 лет и получил диплом из UC Davis, который входит в 10 ведущих университетов мира, что касается микробиологии.

Если я говорю, что "survival of the fittest" не означает "выживает сильнейший", то я это говорю не потому, что мне скучно и попиздеть захотелось, а потому что "survival of the fittest"
НЕ означает "выживает сильнейший".
Дословный и единственно правильный перевод это "выживает тот, кто приспособился лучше всех" и если бы вы были вынуждены выслушать столько часов лекций про эволюцию, сколько я, то вы бы это знали.

10:48 AM  
Anonymous Anonymous said...

А я слышала, что эти бизнесы умирают не из-за высокой конкуренции, а из-за управленчексих ошибок менеджеров и неумения решать внутр.конфликты. кстати, сегодна на эту тему была презанятная статья в "Ведомостях".

12:45 PM  
Anonymous Anonymous said...

По-моему немного поверхностно (в отличие от предыдущих постов).
Книги действительно бредовые.
Но эволюционный принцип относится к видам - иерархия, вертикаль - вам виднее(я не микробиолог :)). Бизнесы, в сумме - горизонтальная структура. Вымирание здесь не причем. Здесь действует простая аксиома капиталистической экономики - перефразируя, выживает эффективнейший. То есть тот кто наиболее эффективно использует ресурсы (время, место, финансы, люди). У кого КПД больше, тот едет дальше. Например, кризис Ford и GM понятен, но почему этот же кризис не коснулся Toyota или Hyundai? Это что приспособленность? или эффективность, позволяющая быть на плаву даже при снижении маржи?
Продажа автозаправок - разве это смерть бизнеса? Это переход к более эффективному собственнику. Трудно ведь обвинить автозаправки в неприспособленности, бизнес автозаправки - ее месторасположение. Бизнес не умер, он жив. Точно также просходит и мелкими продавцами телефонов - чаще всего Евросеть их покупает, а точнее покупает их ресурс - права аренды.
"Меняйся вместе с рынком" не относится к эффективности, и тем более к выживаемости бизнеса - мыловаренные компании уже 500 лет делают одно и тоже мыло - просто каждый год кожа от него становится более упругой и т.п.

2:52 PM  
Anonymous Anonymous said...

в догонку - Неэффективные бизнесы меняет рsнок, а Эффективные бизнесы меняют рынок сами (см. к примеру гибридные авто Toyota).

3:03 PM  
Blogger UncommonBusiness said...

Арсений. С одной стороны ситуация вроде бы очевидная. GM и Ford неэффективны, а Toyota и Huyndai эффекивны. Но это только на поверхности. Знаете чего сильно боиться Toyota? Несуществуюцего китайского автопрома. Потому что он (если знать историю японской электроники)вполне может задавить суперэффектвивный японский авторынок, как уже произошло с телевизорами и DVD плеерами.

11:59 PM  
Blogger Михаил Пеньковский said...

Давайте либо теорию обсуждать (что на мой взгляд, в данном контексте, есть потеря времени), либо играть в пинг-понг примерам :)

Общую мысль Дмитрия мы все поняли, и в целом согласны. Действительно, наивно полагать, что можно вечно зарабатывать на какой то одной фишке, хотя какой то маленький процент компаний малого и среднего бизнеса сможет этого добиться.

PS. По поводу теории эволюции, не вижу смысла спорить с Дмитрием. Кстати, недавно прочитал книгу по этологии - "Капризное дитя биосферы", очень интересно там сравнивается поведение человека с позиции поведенческих программ других видов. Рекомендую всем.

12:27 AM  
Anonymous Anonymous said...

Мне кажется стоит всё таки различать "время жизни фирмы" и "смена направления деятельности". Любую фирму на плаву удержать трудно, ситуация всё время меняется и в любой момент дела могут пойти плохо вполть до полного её закрытия.

Однако это не помешает людям, которые стояли у руля открыть новую фирму, в этой или смежной области.

А вот эта беготня от салонов красоты к торговле небоскрёбами на мой взгляд просто от суровой российской необходимости.

Не может один человек, даже с высшим образованием, одинаково хорошо разбираться во всех областях, а это необходимо для успеха бизнеса.

А стратегии типа "заработал бабки на бензине, вложил в сотовую связь" это как бы уже не бизнес, это "венчурные капиталисты поневоле".

12:55 AM  
Anonymous Anonymous said...

Михаил: можно зарабатывать на одной и той же фишке и очень долго - вероятность того что вы начав бизнес будете его продолжать через 5 лет - 4%. Я думаю более 70% мирового ВВП - это фишки на которых зарабатывают более 10 лет.
Именно основная мысль мне и не ясна. Хотя я согласен с основными предпослыками. Трудно не согласится по нынешней жизни.
Дмитрий: по поводу рынка электроники, якобы проигранного японцами(кстати сравните ВВП тех и других). 1. Они проиграли его не китаю - а корее, только потому что сочли в свое время плоские телевизоры пока не перспективными. 2. То что китай что-то производит в больших количествах ничего не значит - в таких же количествах японцы получают роялти, со всего в том числе с каждого диска(китайцы грозились создать свой формат dvd - но воз и ныне там). Например есть только два основных вендора - производителей dvd-rw - это Pioneer и Sony. Они не китайские. Припомните хоть один китайский бренд, известный во всем мире? (кроме Huawei)Китай вообще не производит ничего своего - это фабрика для всего мира. Пока. Тоже самое и с авто - возможно лет через 10 китайские автомобили будут сравними по качеству с японцами. Но в китайские автозаводы теже самые японцы и вкладывают деньги. Да кстати и двигатели китайцы в том числе у нас покупают - у ЗМЗ. Кстати, китайцы известные скупщики неэффективных бизнесов - Thomson, Siemens-mobile, IBM ноутбуки. А эффективные им не спешат продавать :)

2:31 AM  
Blogger Михаил Пеньковский said...

Арсений, штука в том, что Дмитрий не говорит, что нельзя зарабатывать на одной фишке "и очень долго".

Мысль Дмитрия кристально ясная, а именно - законы вымирания бизнеса таковы, что удастся сохранить свой бизнес, и тем более зарабатывать на одной фишке, и тем более "и очень долго" - единицам.

Или вы с такой постановкой вопроса не согласны? Но на мой взгляд 4% "живых" после 5 лет - это именно что единицы :)

7:13 AM  
Anonymous Anonymous said...

Михаил: Дмитрий не говорит, Вы говорите :).
"удастся сохранить свой бизнес,[...] единицам." - это не мысль Дмитрия, это статистика, широкоизвестная.
Мысль Дмитрия (во как! :)) - будьте готовы к тому, что ваш бизнес в 80% обречен - вам придется начинать все заново. Будьте готовы к тому, что вы не справитесь с его ростом, и вы обанкротитесь через 5 лет. Будьте готовы к тому что парадигма поменяется и вам придется заниматся в корне другим делои. Бизнес- даже не шизфорения, а паранойя. И это правильно!
Но причем тут вымирание бизнеса и приспособленность? Это скорее закон регенерации бизнеса :)

8:41 AM  
Anonymous Anonymous said...

> Кстати, недавно прочитал книгу
> по этологии - "Капризное дитя
> биосферы", очень интересно там
> сравнивается поведение человека
> с позиции поведенческих
> программ других видов.
> Рекомендую всем.

Насчет этологии - ничего лучше чем вот эта вводная статья:

"Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев"

не видел. Автор В. Р. Дольник, профессор, доктор биологических наук. Сильно!

Можно в Интернете найти (ya.ru).

1:46 AM  
Blogger Михаил Пеньковский said...

Именно Дольник и автор "Капризного дитя" :)

Причем, насколько я помню из аннотации, в "Дитя" вошли все его предыдущие статьи и работы.

3:33 AM  
Anonymous Anonymous said...

> Действительно, наивно полагать, что можно вечно
> зарабатывать на какой то одной фишке

Coca-cola ;)

Хотя, в последнее время, минералка её давит :)

4:48 PM  
Anonymous Anonymous said...

Первой мыслью, появившейся во время чтения "Закона вымирания" была: "Надо распечатать и показать друзьям" :-)

Поразительно, но большинство людей действительно рассматривают свой бизнес как "дело всей жизни", хотя, если уж говорить начистоту, не стоит собственный салончик сотовых телефонов, или другой образчик микробизнеса, таких героических усилий.

Большинство людей денежно поднимается на волне ажиотажа, которую им удается оседлать. Например, в начале перестройки очень выгодно было переписывать видеокассеты или открывать видеозалы - люди за месяц работы реально зарабатывали на новые машины. Сейчас заниматься таким бизнесом смерти подобно.

То же самое произошло с челноками. Мне рассказывали люди, что в то время, бывало, деньги считали ночь напролет всей семьей. Сейчас многие убегают с рынка назад на предприятия. Sic.

Хотя подход собственного "семейного бизнеса", передаваемого по наследству, мне очень импонирует, и на старости лет я займусь чем-нибудь вроде выращивания собственного вишневого сада и закручивания компотов "Отец и сыновья", сейчас я ставлю задачу заработать деньги на эту самую старость, и на 100% уверен, что для этого придется сменить несколько видов деятельности.

1:48 AM  
Anonymous Anonymous said...

> украинским химзаводам, весь бизнес завязан на дешевый газ

Дмитрий. У Вас интересные статьи. Не стоит скатываться на штампы российских СМИ. Утверждение весьма неверное.

p.s.: Я чуть ли не вырос в аппаратах "украинских химзаводов" ;)

9:24 PM  
Anonymous Anonymous said...

Что-то вот сейчас вспомнилось... про модель японской экономики.
В двух словах(не ручаюсь за полное соответствие)
Когда у крупного бизнеса дела идут хорошо, поднимаются налоги(ибо можно) и делается уклон на развитие новых технологий, когда крупных бизнес начинает сдыхать, от того, что устарел или несоответсвует требованиям, в игру вступает мелкий и средний бизнес, которые более легки на подъём и на них можно обкатывать технологии, полученные на деньги от крупного бизнеса за "хороший" период. После обката в игру вступает снова крупный бизнес, получивший на опыте среднего и мелкого нужные планы к действию. И тд. по кругу. Таким образом, мы никогда не догоним японцев, потому что у них нет волн коньюктуры :)
Далее, по-моему рискованно бросать бензин и идти в фитнес? Я согласен с тем, что надо уметь бросить бензин, но, как именно бросить? Может следуя японской модели, не искать "а куда бы встрять?", а думать о том, "как правильно остаться?" Если я сейчас занимают it, то как торговый представитель через 5 лет я буду никому не конкурент, потому что никогда этого не делал, у меня нету налаженных торговых связей, и тд. и тп. У меня друг торговый представитель. У него есть хорошая клиентура, он знает, где, когда и что может понадобиться. Пока я сидел на одном месте, он сменил три, если не больше. Но всегда оставался торговым представителем и весь свой опыт переносил с собой. Параллельно он занимался улучшением квалификации (учился в ВУЗе, проходил курсы) как раз для момента "когда бизнес умрёт, у меня на руках будут новые карты". Если бы он пошёл в it, результат был бы гораздо хуже.
Я к тому, что пока дела идут хорошо, надо продумывать, что делать _сейчас_, чтобы не отмереть потом, или отмереть, но тут же родиться там же в другом качестве.

11:28 PM  
Anonymous Anonymous said...

Опечатка: "информация преподноситЬся".

3:49 PM  
Anonymous Anonymous said...


Здравствуйте, братья и сестры, я Чарльз один родитель из Дюделанж в Форт-Уэрт, я хотел бы поделиться этим великим свидетельством о том, как я получил свой кредит от успеха кредитной компании, когда мы были изгнаны из нашего дома, когда я не мог оплатить счета больше , После того, как обманули различных компаний на линии и было отказано в кредит моего банка и некоторых других кредитных союзов я посетил. моих детей забрала приемная, я была совсем одна на улице. До дня я позорно вошел в старый школьный помощник, который познакомил меня с успехом кредитной компании сначала я сказал ей, что я не готов принять любой риск запроса кредита на линии больше, но она заверила меня, что я получил мой кредит от них. На второй мысли, из-за моей бездомности я взял пробу и подал заявку на кредит, к счастью для меня, я получил кредит в $5000, 00 из (success_11@yahoo.com). Рад, что я взял на себя риск и подал заявку на кредит. Мои дети были возвращены мне, и теперь у меня есть дом и собственный бизнес. Вся благодарность идет к успеху кредитных компаний за то, что смысл моей жизни, когда я потерял все надежды. Если вы вне там идя через финансовохозяйственные затруднения должны контактировать это email: success_11@yahoo.com

3:50 PM  

Post a Comment

<< Home