Monday, May 22, 2006

Моя Коммуникационная Стратегия? Не Пиздеть И Слушать.

Если к вам в офис пришли, и начали говорить «коммуникационная стратегия», то это туристы в дорогих пиджаках разводят вас на бабки. У туристов могут быть крутые визитки с надписями BBDO или Ernst&Young, но, к сожалению, к корочкам MBA не прилагаются даже самые базовые практические навыки бизнеса. И эти улыбчивые дети Сусанина, с добрыми, в общем, намерениями, готовы пригласить вас на самое увлекательное бизнес-путешествие в вашей жизни. Суицидный туризм, называется.

Как сказал Марк Твен - “A man who tries to carry a cat home by its tail will learn a lesson

that can be learned in no other way.”

Базовое бизнес правило номер один звучит так – все будет не так, как ты думаешь. Думаю, что все мои коллеги шароварщики и бизнесмены тут безоговорочно со мной. Каждый человек начинает свое дело с некого плана, но вскоре наступает жопа-кеды, и приходится действовать по-другому. Или жопа-кеды не наступает, а все идет очень даже хорошо, но отнюдь не там, где ты предполагал.

В российском шароварном бизнесе таких примеров масса, взять тот же Алавар, который стал четвертым паблишером шароварных игр в мире, после неудач с попытками создавать игры самостоятельно.

Мне пригодилось видеть примеры коммуникационных стратегий, в частности новую стратегию пивоварни Эфес, и меня всегда мучил вопрос – интересно, а сами создатели стратегии в эту лажу верят?

Я – нет, и по одной простой причине. Цель коммуникации – это получение информации. Я так считаю. А рекламная индустрия – нет.

Рекламная индустрия чем-то похожа на мою жену. Ей становится скучно, она берет и звонит кому-то из подруг. Далее идет абсолютно бессмысленный и предсказуемый разговор о детях, у кого сопельки или дисбактериоз, о мужьях и какие они (мы) сволочи, что Путин обещал за рождение второго ребенка, и о прочий фигне. Новой информации никакой, зато от самого факта разговора стало полегче. И с точки зрения психологии – это правильно.

Если цель коммуникационной стратегии – получение информации от потребителей (а не только донесение оной, как принято считать), то какая именно информация нам нужна? Как насчет получения реакции на то, что мы говорим или делаем?

Почему это важно? Потому что (тут спорить со мной не будут) статистически почти все «коммуникационные стратегии» не работают. Количество рекламных лузеров типа Очаково намного больше, чем количество победителей, на основе которых и строятся кейсы.

Поэтому вот мои короткие тезисы по коммуникационной стратегии

  1. Предугадать или предсказать реакцию потребителя на разработанную стратегию заранее - невозможно, даже с учетом фокус групп и предварительных измерений.
  2. Мерить реакцию на коммуникационную стратегию к категориях понравилось/не понравилось или хорошо/плохо неправильно, потому что этот подход игнорируют тот факт, что в реальной жизни значительное количество людей вообще не будут иметь никакой реакции на увиденную или услышанную рекламу (ни положительной, ни отрицательной), и попросту ее проигнорируют
  3. Целью стратегии должно быть получение информации от рынка о том, как рынок реагирует на коммуникации, и реагирует ли вообще, а не слепая вера в то, что вы доносите некий message, который на самом деле никому не интересен.
  4. Готовя коммуникационную стратегию, вы должны исходить из предположения, что, скорее всего, она не будет иметь желаемого эффекта, и потому вам придется ее дорабатывать, либо придумывать заново по ходу дела.
  5. Проблема большинства коммуникационных стратегий не в том, что там используется не тот message, а в том, что никакого внятного и интересного потребителям message там нет вообще.

23 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Как нет месседжа и в этой статье.

7:23 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дима друг !!!
Расскажи как продвигать страховые продукты, хотя бы своё видение этого вопроса... очень интересно

Заранее спасибо за скорый ответ.

7:25 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Не скажу, потому что не знаю. Ум не может быть заменителем опыта. Консультироваться надо у тех, кто успешно продает страховые продукты.

7:26 AM  
Anonymous Anonymous said...

Сколько уже постов было про отсутствие message в рекламе, особенно с ударами по йайцам отечественным компаниям? И поглаживание (йаиц?) Эльдорадо и Евросети? Про мясо и всё такое?

Может пора двигаться дальше? Всё таки живые люди читают, а одно и тоже читать всё время скушно.

Вот такой вот отклик.

8:46 AM  
Anonymous Anonymous said...

На пункты:

1 и 4. чистая правда, но есть два "но". "Но" первое- можно снизить вероятность ошибки. "Но" второе- большинство руководителей ЖЕЛАЮТ получить "доказательства стопроцентной гарантии", и без таковых предпочитают вообще ничего не делать. К Вашему подходу большинство руководителей не готовы.

2. Да.

3. Да, так оно и есть, это и в учебниках по маркетингу пишут, только делать это хлопотно и лень. Кроме того "message" это хлеб рекламистов, та самая наживка на которую ловятся баксы ибо рекламисту нужна не эффективность а эффектность. Не продажи, а премии на конкурсах. А маркетинг, в свою очередь, зачастую не обладает уверенностью, знаниями и полномочиями, что бы осадить нахалов.

5. Да, но это не грех маркетинга, это грех необразованности, когда реклама и маркетинг отдаются на сторону, а руководитель не хочет вникать и понимать в то, что ему предлагают рекламисты.

9:01 AM  
Anonymous Anonymous said...

На пункты:

1 и 4. чистая правда, но есть два "но". "Но" первое- можно снизить вероятность ошибки. "Но" второе- большинство руководителей ЖЕЛАЮТ получить "доказательства стопроцентной гарантии", и без таковых предпочитают вообще ничего не делать. К Вашему подходу большинство руководителей не готовы.

2. Да.

3. Да, так оно и есть, это и в учебниках по маркетингу пишут, только делать это хлопотно и лень. Кроме того "message" это хлеб рекламистов, та самая наживка на которую ловятся баксы ибо рекламисту нужна не эффективность а эффектность. Не продажи, а премии на конкурсах. А маркетинг, в свою очередь, зачастую не обладает уверенностью, знаниями и полномочиями, что бы осадить нахалов.

5. Да, но это не грех маркетинга, это грех необразованности, когда реклама и маркетинг отдаются на сторону, а руководитель не хочет вникать и понимать в то, что ему предлагают рекламисты.

9:02 AM  
Anonymous Anonymous said...

Если рекламная индустрия похожа на жену, - дай Бог ей здоровья:-)

С женой приятно пообщаться и без месседжа, и именно поэтому она становится ещё ближе.

У Coca Cola или Единой России нет ясного месседжа, однако общаться с ними приходится всегда - они повсюду. Поэтому их и "покупают".

По поводу месседжа блестяще заметил небезысветный доктор Геббельс: "Пропаганда - это не убеждение кого-то в чём-то, это проникновение во все сферы жизни, это изменение СРЕДЫ ОБИТАНИЯ".

Direct mail'овское мышление с трудом перевариет такие штуки, я думаю...

P.S. Некоторое противоречие в логике есть - нужно изучать фидбек и вместе с тем забить на него (предугадать ничего нельзя и в любом случае всё пойдёт не как запланировалось)

9:21 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, я с удовольствием читаю ваш блог. Но, пожалуйста, не надо материться. Просто очень неприятно.

9:42 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Gloom, если скучно, почитайте Уорена Баффетта. Когда мне скучно, я читаю его письма акционерам.
http://www.berkshirehathaway.com/letters/2005ltr.pdf

9:44 AM  
Anonymous Anonymous said...

Ну что же, почему бы и не почитать ;-)

11:06 AM  
Anonymous Anonymous said...

Забавно получилось: в начале поста фраза типа "Если к вам в офис пришли, и начали говорить «коммуникационная стратегия», то это туристы в дорогих пиджаках разводят вас на бабки."

А далее по тексту сей речевой оборот употребляется отнодь не единожды =)

Дмитрий - турист? =))))

11:17 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Ну я же не пришел в офис.

11:29 AM  
Anonymous Anonymous said...

> Цель коммуникации – это получение информации.
Цель ЛЮБОЙ коммуникации – это получение реакции и не более.

Анализ реакции - это уже совсем другое.

7:15 PM  
Anonymous Anonymous said...

Нормальная, здравая логика. И никакой конкретики))) (оцениваю через призму вашего намерения написать толковую книгу по маркетингу)

Но это я так, не со зла. Всегда интересно знать мнение по-настоящему умного человека хотя бы для того, чтобы удостовериться в том, что оно совпадает с твоим собственным.

Только один момент, Дмитрий. Глагол "пиздИть" относится к первому спряжению, т.к. форма единственного числа 1-го лица настоящего времени - "Я пизжу", а не "я пиздею". Именно поэтому писать и говорить следует "пиздИть")))

С уважением,

1:58 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Батенька, пиздЕть и пИздить это две разные вещи. Первое обозначает разговор маркетолога с клиентом, а второе прием маркетологом денежных средств у клиентов.

2:44 AM  
Anonymous Anonymous said...

Сами вы батенька!))
Уверяю вас как лингвист, через "и" пишется и то, и другое. Кэпслок в предыдущем посте означает не ударение, а акцентирует внимание на написании (хотя ударение совпадает) И говорить надо правильно.

8:35 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Моя твоя не понимать. Как можно сказать "не пиздить" вместо "не пиздеть". Не пиздить означает не воровать. Не пиздеть означает не врать. У меня трояк в школе был по родному языку, но чтобы я еще и в матных словах начал делать ошибку - это новость. Надо бы вам на филфаке по больше всех посылать, тогда бы и знали, что не пиздеть и не пиздить это не одно и то же.

10:02 AM  
Anonymous Anonymous said...

>> Цель коммуникации – это получение информации.
>Цель ЛЮБОЙ коммуникации – это получение реакции и не более.

Дмитрий Воцке: Цель любой коммуникации — это проведение своей линии. Или по-просту чтобы тебя услышали. Ау. Вы меня слышите?

11:12 PM  
Anonymous Anonymous said...

Не пИздить - значит не воровать или не бить, а не пиздИть - значит не болтать. Верно говорю. Мата официальная лингвистика не признает только по сути - по форме это такие же слова и подчиняются тем же правилам. Слова "пиздЕть" нет в природе, иначе было бы "болеть-болею", "пиздеть-пиздею". Спряжение, говорю, другое)))
Ну вот, пофлудил и будет)))

7:26 AM  
Anonymous Anonymous said...

Превед! Кагдила?

ТафарищЪ линхвист жжот! Красавчег, пеши исчо :)

На досуге, проведи синтаксический анализ следующей фразы: "Не пиздЕть - была команда!"

P.S. Прафила рускава языга на мат и сленг - нираспратраняюца! :)

9:19 AM  
Blogger Sergey Biryukov said...

This comment has been removed by a blog administrator.

3:55 AM  
Blogger grigoale said...

Дима, можно перепечатать эту статью с указанием на твой блог ?

12:34 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Можно и разрешения просить не надо.

1:58 AM  

Post a Comment

<< Home