Monday, June 11, 2007

Как Пиар Работает НА САМОМ ДЕЛЕ

На днях рухнула самая большая пирамида Интернета. Это плохая новость. Хорошая новость состоит в том, что немецкая бабушка "божий одуванчик" заработала миллион евро в 85 лет, играя на бирже (вот ее история). А еще Будда переквалифицировался в бренд-менеджера. (Давыдов, ты какую траву куришь?)

У меня сейчас самый настоящий пиар-блитц. После того, как Венди наконец-то пропиарила меня, мне пришел вот такой емейл:

"Hi Dmitry,

I wanted to ask you a few questions about your blog “Unusual Business Ideas that work” for a story I am doing at Yahoo! News. Are you in the US or in Russia?

Thanks so much,
Jamie

Jamie Rubin
Producer, Yahoo! News
310.ХХХ.ХХХХ
917.ХХХ.ХХХХ
ххххх@yahoo-inc.com
2450 Broadway Avenue
Santa Monica, CA 90404"

Если мне удасться раскрутить Yahoo!News, чтобы они упомянули мой сплог, это будет самый эффектный цирковой номер за мою карьеру клоуна. В Рунете очередная победа космоса над черными дырами так же близка - Компьютерра планирует статью про заработки в интернете, где я, Бомж и Гиацинтов будем выступать в качестве приглашенных экспертов (если ничего не сорвется и все пойдет по плану).

Поэтому, раз я сам был когда-то журналистом, а сейчас являюсь "реципиентом" пиара, я решил написать развернутую статью про пиар "как он есть НА САМОМ ДЕЛЕ", а не как про это описано в книгах про "паблик-рилейшнз", которые читают девочки-второкурсницы, которые учатся в очередном "Верхнепыжмовском филиале Международного Открытого Университета" на факультете с крутым названием в стиле "Международный туризм и менеджмент индустрии гостеприимства" или "Реклама и корпоративные коммуникации".

Короче, братья и сестры. Пиар есть имеет место быть. И иногда он даже работает. Проблема только в том, что есть класс людей, который я условно называю "корпоративные содержанки" (барышни, не обижайтесь, среди корпосодержанок и бизнес-шлюшек мужчин гораздо больше, чем женщин),которые сделают что угодно, лишь бы вы купились на их "залепушный пиар", а не реальный.

В отличие от большинства корпоративных работников, которые перерабатывают и недополучают (о чем я писал неоднократно), корпосодержанки ничего не делают (кроме видимости работы) и полностью находятся на содержании конторы, с очень щедрым окладом в несколько штук евро. Они находятся в привилегированном положении "underworked and overpaid".

Но если содержанку отлучить от тела (корпорации), то она (вернее он), просто сдохнет с голоду, ибо РЕАЛЬНО корпосодержанки ничего делать не умеют. Правда, некоторые особо продвинутые корпосодержанки становятся "свободными консультантами" и технически переходят в новый класс "бизнес-шлюшек". Они по прежнему ни на что не способны самостоятельно, но, в отличие от содержанок, нашли способ с регулярной частотой менять кормильца.

ЗАПОМНИТЕ ВАЖНОЕ ПРАВИЛО! Как бы умно это не звучало ("нам следует более четко позиционировать себя как технологического лидера", "необходимо занятся внутренними коммуникациями наших корпоративных ценностей" или "проблема в том, что у нас нет разработанной пиар-стратегии, которая способна обеспечить глобальное лидерство на высококонкурентных рынках"), сказки корпоративных содержанок про пиар нельзя воспринимать, как реальность.

Даже если в журнале Секрет Фирмы на пяти страницах очередная корпосодержанка из компании Shell или СургутНефтегаз, рассказывает о том, как они "инвестировали" (просрали, то бишь) пол миллиона долларов на внутренний пиар, и теперь у них в столовой рабочие перестали обращать внимание на тараканов, тырить спецодежду для дачи и ссать мимо унитаза. (Оно и понятно, как можно ссать мимо унитаза, после того, как тебе дали памятку, где написано "Наши корпоративные ценности - Трудолюбие, Оптимизм, Смелость, Поддержка, Успешность", в разработку которой было "инвестированно на ветер" пол лимона гринов).

Реально пиар работает примерно так. Соберите друзей на матч английской премьер лиги. Поставьте ящик пива перед телеком. Когда все втянутся в процесс, идите на балкон и крикните оттуда - "Э, мужики, идите ко мне на балкон, тут два мента пьяного хача дубинкой пиздят, за то что он насрал на дороге".

После того, как вы обнаружите, что вам удалось отвлечь всех друзей от футбола и пива (несмотря на заверение жен про то, что это нереально), вы уже стали на 95% более информированными про пиар, чем все эти корпосодержанки и им сочувствующие.

Чтобы пиар работал, все что вам нужно, это ПРОСТАЯ ПРИЧИНА, чтобы о вас стоило говорить. Ни какой-то там суперкреатив, а ПРОСТАЯ И ПОНЯТНАЯ ПРИЧИНА.

Есть очень простой способ сделать так, чтобы о вас говорили. Он называется САМОВОЗВЕЛИЧИВАНИЕ. Я уже писал об этом, но стоит написать это еще раз, потому что 99% людей не понимают, как это работает на самом деле.

Как и в случае со всеми новомодными фишками а-ля "брендинг" или "потребительский инсайт", большинство пиар-корпосодержанок рассматривают его (пиар-то бишь), как некое магическое нечто, которое СПАСЕТ ИХ ОТ НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕЛАТЬ ТО, ЧЕГО ОНИ НЕ ХОТЯТ ДЕЛАТЬ.

Попробуйте заставьте корпосодержанку сделать то, что реально работает, но является очень трудозатратным. Прямые продажи. Холодный прозвон. Собственная дистрибуция и сбытовая сеть. Хер там было. Корпосодержанки - это хрупкие мечтатели, которые (чаще искренне) верят в то, что придет журналист из Коммерсанта, напишет статью и все решиться само собой. Покупатели выстроются в очередь. Дистрибуторы наладят сбыт. Деньги потекут рекой. Ведь "пиар работает". Так написано в книгах и бизнес-журналах типа Harvard Review, а Harvard Review никогда не врет. Действительно, ведь Harvard Review никогда не печатал хвалебных статьей про отличное построение бизнес-процессов в корпорации Энрон, которая так смачно обанкротилась.

Если вы понимаете простую вещь, что пиаром (как правило) хотят заниматься люди, которые НИЧЕГО НЕ ХОТЯТ ДЕЛАТЬ, то это дает вам колоссальную фору. Ибо, как я уже писал, самый простой способ самовозвеличиться, это не бесконечно трындеть про то, какой ты высокий, а встать на табуретку, чтобы люди видели, что ты на голову всех выше. Даже если ты сам - метр пятьдесят.

Самый простой способ самовозвеличивания это РЕАЛЬНО выделяться из окружения. Это ВСЕГДА работает. Если ты что-то СДЕЛАЛ и потом написал про это, это более привлекательно, чем думки про то "чтобы такое сделать".

Делать (с точки зрения пиара) НАМНОГО БОЛЕЕ ВЫГОДНО, чем не делать, а тупо гоняться за пиаром и думать про то, что "надо выдумать что-нить хитрожопое, чтобы меня пропиарили" . Потому что делают МАЛО людей, а ПЫТАЮТСЯ ИЗБЕЖАТЬ "ДЕЛАНЬЯ" путем пиара - много.

Совсем недавно я прикинул, сколько бабок в мае принесли мои интернет проекты. Получилось порядка семи штук баксов чистыми. Кто-то уже успел спутать "доходы с проектов Давыдова" с "доходами Давыдова" (будто бы доход Майкрософта и доход Билла Гейтса это одно и то же), но это не принципиально, потому что телегу уже не остановить, попомните мое слово, цифирь теперь начнет кочевать из блога в блог.

Поставьте себя на место журналистов или блоггеров, которых вдруг заинтересовала тема заработка в инете? Про что им будет интересно написать - про людей, которые УЖЕ заработали деньги и не стесняются назвать конкретные цифры и источники дохода? Или про тех, кто собирается это сделать?

Поймите этот момент, потому что лично мне надоело каждый день читать почту с письмами "Я собираюсь заработать миллион и буду об этом писать, пока у меня один пост в блоге, не могли бы вы его пропиарить." Нет ничего проще, чем получить пиар от меня - просто СДЕЛАЙТЕ ТО, что вы собираетесь сделать.

Понимание того, как пиар РЕАЛЬНО РАБОТАЕТ, это очень ВЫГОДНАЯ ШТУКА. Потому что в отличие от корпосодержанок, вас будут РЕАЛЬНО публиковать, у вас РЕАЛЬНО будут брать интервью, РЕАЛЬНО приглашать на ТВ-шоу (пускай сначала и на очень негламурный Пятый Канал в Питере в моем случае), и вы будете РЕАЛЬНО извлекать из этого деньги, почет, уважение и жирный эгобонус. А большинство корпоративных пиар-содержанок об этом могут только мечтать.

Да, мир станет немного тускнее. Вы перестанете верить в залепуху про "внутренний пиар и корпоративные коммуникации на b2b рынке". Для вас умрут слова "корпоративная этика" и "внутренние стандарты". Но, с другой сторны, идиотам, которые на это молятся, не пишут продюсеры Yahoo!News.

Так что выбирайте.

31 Comments:

Blogger A said...

Привет Давыдов, пропиарь мой проект... Ха. Во многом согласен с тобой в описании корпосодержанок. Они есть всегда и во всех компаниях. И их можно в основном опознать по офигительному знанию асек/мессенджеров и карточных игр на компьютере.

Когда я сделал просто новостной сайт на всеми известном юкозе про дизайн, я и не думал раскручивать его. Я проводил эксперимент - создавал по 3-5 новостей в день и ждал. Причем ждать пришлось недолго, за пару месяцев работы сайт получил 2 PR и около 100 уников в день. Я понимаю для крутых SEOшников 100 в день это раз плюнуть, а вот 30 новостей в день от этих ста читателей слабо?

Давыдов, этот пост возможно один из самых интересных за последнее время. Но если честно зайдя на твой блог с утра я чуть не вычеркнул его навсегда. Как бы твоя идея с прямой продажей рекламы не оттолкнула некоторых читателей голимой рекламой.

3:57 AM  
Blogger Daminc said...

О! пост в старом-добром давыдовском стиле.Давноо такого не было.

Отчего то мне Давыдов стал напоминать Чичваркина. тот тоже всех "обкладывает хуями", и гребет на этом деньгу 8)

4:02 AM  
Blogger Maximus325 said...

Давыдов - люблю тебя за слог и умение налить много воды, но красивой) В целом согласен.
Как копро.. тьфу корпосодержанка со стажем скажу - в рамкаках разделения труда в большой корпорации, задача пиарастов НАХОДИТЬ что сделали другие , и ОСВЕЩАТЬ. А не делать самими. Посему, зря ты так.
Есть ситуации (например когда услуга новая и ты снимаешь сливки работая на те пресловутые 5%) когда холодный прозвон и т.д. нах никому не нужен, а нужны - Ъ, Ведомости, десяток практиканток с Делового Петербурга и одноклассница на СТС. Много пафоса, интервью и спонсорства по делу и нет. Но это больше про оффлайн.
Про онлайн же снимаю шляпу, и поздравляю с Яхой!

4:57 AM  
Anonymous Anonymous said...

цитата "На днях рухнула самая большая пирамида Интернета. Это плохая новость" Здесь Дмитрия ввели в заблуждение. Данная система не рухнула, а её критически обокрали, возможно там и был сговор, но суды идут, письма пишут. В кратце поясню, 12дп существовала примерно 10 - 11 мес (мне скромно удалось в своём клюве унести 9675 зелёных чистыми, причём лично мой вклад был около 150 долл, остальное от рефералов, неплохо да?! и где то 2000 зависло с концами) в один прекрасный день система эл платежей StormPay, которой пользовалась Чарис Джонсон (довольно крупная по габаритам тётка афроамериканка) для вывода и ввода участниками бабла, просто анулировала доступ этой Чарис к аккаунту в шторм пай, где по самым скромным подсчётам было около 50 - 60 млн долл! И сама история началась, самое интересное, что никто не скрывался, все участники на свободе и тп... Да, кстати история эта случилась более года тому назад 2006м в феврале, что пирамида - несомненно, но что рухнула это ещё тот вопрос! Скорее всего грамотно развели лохов, а лохов было около 300 000 чел! И не знаю стоит ли лохами считать тех, кто понимал суть данной системы и тупо делал на её работе мани (например системы монитринга подобных лохотронов получали по 30 - 40 тыс долл в мес). Свои цифры я показала

4:58 AM  
Anonymous Anonymous said...

Я вот тут тоже в "засаде" сижу давно в ожидании хорошей статьи. Вот теперя вылез ибо сказать "спасибо", был просто обязан. И передать поклон из мира ньюбов. Я тоже за дело, а не за "базар", которого полно в блогосфере, особенно последнее время.
Аригато (по нашему, по-японски значится Пасибо), за блог Давыдов.

5:15 AM  
Anonymous Anonymous said...

Лично мне пост не понравился, как раз из-за стиля изложения! Но, видимо, каждому свое!

6:24 AM  
Anonymous Anonymous said...

Да, реклама в начале статьи начинает напрягать.

Но статься сама - супер.

7:39 AM  
Anonymous Anonymous said...

Тоже не люблю, когда мне в qip стучит какой-то индеец и просит поставить форум/онлайн-игру, клонов которой по нету - сотни.
А на фразу "Таких игр сотни, почему ты думаешь, что именно в твою будет пипл играть?" получаю ответ тоном непризнанного гения "Вот ты мне ее поставишь, настроишь, фсе покажешь, а я потом куплю книжку по дизайну в пейнт, перерисую все картинки, потом куплю книжку по раскрутке, раскручу и буду зарабатывать на рекламе. Кстати, ты мог бы все мне ее установить бесплатно? Пока что на народ.ру"
Занавес. :)

7:43 AM  
Anonymous Anonymous said...

Не эти два рульные человеки, толкают мир к более честному баблу :)

7:48 AM  
Anonymous Anonymous said...

Hi - I don't know a bit of Russian - but it looks like you said that Yahoo news found you through my site - is that correct? Thanks! :)

9:19 AM  
Blogger aleks said...

извиняюсь не в тему, подскажите как вставить Adcenc в тело поста, что бы объявы шли за каждым постом,
Сам не могу разобраться. У меня только отдельным блоком вставляется. И этот блок висит после всех постов.

12:36 PM  
Blogger AlexPraga said...

это золото.
с Ижбомжом согласен - че-то такое проскальзывает. Иногда люди готовы платить, чтобы им плюнули в лицо...

1:04 PM  
Anonymous Anonymous said...

В целом, правильно. Как же меня бесят рукожопые рекламщики.
а ведь всего за полторы их зарплаты я предлагал раскрутить сайт для привлечения целевых покупателей. Нет ?
тогда покупайте свои сраные публикации в никем не читаемых центр плюсах и играйте в сапера.
ЗЫ: превед!

1:49 PM  
Anonymous Anonymous said...

Да, кстати, можно ли все-таки сделать отдельный блог о маркетинге. Этот уже перерос в блог о способах заработка в инете. Тоже интересно, но все-таки есть читатели, которым нравится Ваш стиль написания статей о маркетинге.
Спасибо.

2:37 PM  
Blogger Spryt said...

Мда уж.... Вот нет бы ссылку на блог поставить, "попиарить", так нет, только упомянуть текстом :D А вдруг кто то не знает, что Гиацинтов и Spryt это одно и то же?

Пост хороший, но немного непонятный... Понять пиар можно только на собственном опыте, умные книжки и даже эта "Правда о пиаре" не поможет... Лишь направит в правильное русло. Я например (нескромно конечно, но что поделаешь..) только на своем блоге узнал, что же на самом деле пиар...

PS. А насчет доходов сам виноват... Либо вообще не давай информации о доходах, или пиши полный отчет ;)

PPS. Дмитрий, попиарь мой проект :)))) Шучу.

7:10 PM  
Anonymous Anonymous said...

Хороший пост. Пиши в таком стиле дальше...

7:37 PM  
Anonymous Anonymous said...

"Нет ничего проще, чем получить пиар от меня - просто СДЕЛАЙТЕ ТО, что вы собираетесь сделать."
Дмитрий, а конкретнее - какой результат заслуживал бы пиар'а в твоём блоге?

7:56 PM  
Blogger sm100.ru said...

поздравляю с успехом.

Интересно, зачем делать столько много вводных предложений (как про это описано в книгах про "паблик-рилейшнз", которые читают девочки-второкурсницы, которые учатся в очередном ...)

Это воздействие на подсознание читающего :)

Кстати, этот пост очень похож посты критикуемого Ласто. Остается добавить фразы типа: "и что же остается в сухом остатке", и "какая же главная задача мани-мейкера".

8:51 PM  
Anonymous Anonymous said...

Дима!
Скажи, как ты относишься к такой вещи.

Когда нечто не объясняется, а декларируется, что причина (чего-либо) существует. И , таким образом, наличие самой этой декларации (без непосредственного объяснения, подчеркиваю) позволяет удовлетворить пользователя.

ПР: прошу поста в продолжении темы «такой как все – не такой как все»
Мерси.

Алекс.

9:17 PM  
Blogger Igor said...

Хех... Наверное уже настолько достали все ебантяшки, что уже в котором посте между строк написано: "Люди, вы уже достали своими просьбами пропиарить ваш хреновый, никакущий сайт/блог/ресурс! Дайте уже что-нибудь стоящее пропиарить!"

12:01 AM  
Anonymous Anonymous said...

Давыдов, ты знаешь сколько людей реально снимает бабос с инета, причем ни копейку и при этом не особо о себе говорят? а почему?
да потому что им это нафик не нужно!!!
зачем навлекать на себя стаю зевак, которые будут галдеть "Научи нас зарабатывать!" когда у самих даже рвения малейшего нет.

Эго у тебя большое - мой вывод из этого поста

2:34 AM  
Anonymous Anonymous said...

Есть и корпосодержанок (по крайней мере раз в год) работа (дело) - выбить бюджет на свои мероприятия. Вот тут надо проявить ловкость рук и могущество языка. А после выделения денег можно спокойно отдыхать и пилить бюджет.

7:48 AM  
Blogger ChAS said...

Согласен с Дмитрием, надо иметь конкретные цыфры, что бы начинать пиариться. Иначе результата просто не будет. А что бы получить цифры надо начать работать.
Кстати не разделяю скептического отношения Дмитрия к HYIP'ам и инвест проетам.
А про пердыдущий коммент, по моему Вы не правы, каждый кто получает деньги с инета, хотел бы написать о своем успехе, просто многие ещё не готовы к этому. Ведь не все начинают писать мемуары, комуто это просто не дано.

9:40 PM  
Anonymous Anonymous said...

Самое интересное, что руководство компаний готово тратить деньги на содержанок и их причуды-проекты, то ли потому что так принято теперь, то ли ещё почему.
Т.е от содержанок работа и не требуется – боссу просто нужен понт перед другими пацанами…

6:08 AM  
Blogger cepik said...

Запись мало чем поможет нюбам. Пиар дело тонкое.

А вообще заметка понравилась, жестко но правдиво.

1:51 PM  
Blogger Max Kraynov said...

Дима, создание личного брэнда явно противоречит рекламе в начале постинга. Если бы я тебя не знал, просто пролистал бы поток твоего нормального сознания, который идёт после рекламы. Понятно, что ты на пиво себе этим зарабатываешь, но порой навязчивая реклама превращается в попытку выжать последнюю копейку.

5:00 AM  
Anonymous Anonymous said...

Ну на счет содержанок я с вами полностью согласен. Однако в том вопросе, что PR не нужен это как то странно... Сам студент СПБГУ прекрасно вижу что технологии работают, другое дело как их применять!

11:04 PM  
Anonymous Anonymous said...

Почему Давыдов пишет грустные песни
http://lucrative-job.blogspot.com/

12:17 AM  
Blogger s.parfentiev said...

Статья забавная. Но, мне кажется, что это весьма вульгарная сторона явления. Такая есть у любой деятельности, поскольку она человеческая. Это совсем не исключает нормальной PR-работы, грамотно выстроенной и встроенной в деятельность организации. Я бы даже сказал, что, по большому счету, если Вы читаете интернет и газеты, смотрите телевизор и делаете какие-то выводы на основе полученной информации. То...здравствуйте! Вы жертва PR разных сортов, мастей и уровней. Так что, можно долго спорить о том, 2-мя или 3-мя пальцами правильно креститься, но итог один. И хороший, и плохой PR, и корпосодержансковский - все это есть и замечательно работает. Примеров тьма тьмущая. Регулярные выборы в стране, очередная кампания ритейловой сети, и т.д. и т.п.

5:00 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

... Только если вы дурак или не умеете думать. То, что "проводятся выборе", не означает, что пиар на выборах отлично работает. РОВНО НАОБОРОТ - средний полит технолог, пиарщик или "имидж консультант" - это тупое, безграмотное животное, которое может взять деньги у заказчика, а вот провести своего кандидата в депутаты - нет.

А про "сети" это вообще смешно, только идиоты верят в это. Читайте Дымшица, у него есть цифры по пиар кампании йогуртов, где пиар не только не помог, но и навредил продажам.

5:03 AM  
Anonymous Anonymous said...

фуфловая статейка и толку ноль :)

6:56 AM  

Post a Comment

<< Home